Кабинет религиоведа

Абитова Асия Рамзановна – руководитель отдела реабилитации жертв религиозного экстремизма.

Образование:

В 2015 г. окончила Евразийский Национальный Университет им. Л.Н. Гумилева по специальности «Религиоведение».

В 2020 г. окончила Павлодарский Государственный Униерситет им. С. Торайгырова со стеменью «магистр гуманитрных наук».

С декабря 2015 года работает в Центре анализа и развития межконфессиональных отношений.

Если Вы или Ваши близкие попали под влияние деструктивных культов, за оказанием квалифицированной помощи Вы можете обращаться к нам в Центр: 

г. Павлодар, ул. Алихана Бокейханова 202/5 

+7 (7182) 62 01 01 

+7 707 962 01 01 

carmo.pvl@mail.ru 

Также, свой вопрос Вы можете задать через форму комментирования, ниже.

Комментарии

Ассалаумағалейкум, айтыңызшы еліміздегі діни бірлестіктер мен мемлекет арасындағы қарым-қатынас қандай? және мемлекет тарапынан олардың қызмет етуі үшін қандай жағдай жасалауда?

Аватар пользователя Дастанбек Кенесов

Уағалейкумассалам, Азамат. Сұрағыңызға рахмет. 

Мемлекеттің зайырлы сипаты дінді жоққа шығару болып табылмайды. Зайырлылық адамның діни сенімге бостандығын мойындап, діндарлықты адам болмысына тән сипат ретінде айқындайды. Бүгінгі еліміздегі зайырлылық адами құндылықтарды басты орынға қоюдан, ар-ұжданы мен сенім бостандығын еркін ұстануды заң тұрғысынан қарастыруынан көрінеді. Зайырлы мемлекет діни таным құндылықтарын мойындап, мемлекетке зияны тимейтіндей қалыпта діни сенімнен адам болмысына жағымды әсерлерді алуға шақырады. Зайырлылық діңгегі – мемлекет тарапынан дінді адамзаттың асылы құндылығы ретінде мойындауға, оның қоғам мен мемлекет өміріндегі рөлімен есептесуге тіреледі. Зайырлылық – азаматтарымыздың таңдау еркіндігі мен рухани ізденістің көптүрлілігін мойындау, ой-сананың сан салалы ізденіске бағытталғандығы мен діни тәжірбиенің деңгейлеріне назар салу. 
Қазақстан Республикасының діни саясаты, мемлекеттік-конфессионалды қатынастары жаһандану жағдайында әлі де қалыптасып келеді. Диссертациялық жұмыстың алдына қойылған мақсаты мен міндеттері діни жағдайдың қалыптасуына ықпал ететін сыртқы және ішкі әлеуметтік-мәдени факторларға талдау жасап, мемлекеттік-конфессионалдық қатынастар мен жалпы зайырлылықтың үлгілерін қарастыруға бағытталды. 
Дін мәселесіндегі тарихи факторлардың қазіргі таңдағы әсері еліміздегі діни ахуалдың ерекшеліктерін нақты көрсетеді. Қазіргі кезде елімізде қалыптасып үлгерген ішкі саяси тұрақтылықтың алдағы уақытта да берік орнығуы көп жағдайларда мемлекет пен қоғамдық ұйымдардың бірлесіп атқаратын жұмыстарына байланысты. Еліміздің тәуелсіздік тарихындағы алғашқы кезеңдер ел экономикасын өркендетуге жұмсалса, бүгінгі таңдағы жұмыстар негізінен саяси құндылықтарды барынша дамытуға бағытталуда.

здравствуйте, скажите пожалуйста, последователи Свидетелей Иеговы не празднуют христианские праздники как Рождество, Пасху. почему?

Аватар пользователя Дастанбек Кенесов

Добрый день, Эге. Спасибо за вопрос. 

Последователи "Свидетелей Иеговы" не празднуют такие общепринятые христианские праздники как Рождество, Пасху. Отрицание Рождества связано с убеждением, что Христос родился не 25 декабря или 7 января, а в начале осени, приблизительно во II веке до н.э. Однако они практикуют Вечерю Воспоминаний, аналогичную чистому четвергу.

Приветствую вас!Объясните пожалуйста,что по каким параметрам оценивается уровень религиозности населения?Кто считается религиозным человеком,а кто нет?Есть какие-то цифры в целом по стране в отношении религиозности казахстанцев?Какой процент отводится неверующим?

Аватар пользователя Дастанбек Кенесов

Здравствуйте, Аслан. Для оценки уровня религиозности населения используются результаты социологических опросов, проводимых в неправительственных организациях. В ходе опросов выясняются вопросы касающиеся как часто человек посещает культовые сооружения, насколько строго соблюдает те или иные обряды, запреты, откуда берут информацию о религии и т.д. Религиозным человеком считается тот, кто придерживается своей веры и выполняет свои религиозные обязанности и обязательства. Для более подробной информации можете пройти по ссылке : http://kazislam.kz/ru/alau-adilbaev/suraq4/item/7853-religiya-i-molodezh...

Что за поправка в закон о том что нельзя получать религиозные знания в другой стране?

Аватар пользователя Дастанбек Кенесов

Здравствуйте, Айсултан!

Вносится поправка по ограничению получения гражданами Казахстана религиозного образования за рубежом. На сегодня этот процесс не регулируется. Наши граждане обучаются за рубежом, в том числе в сомнительных учебных заведениях, попадают под влияние деструктивной идеологии. Получив там образование, в том числе в подпольных различных школах и курсах, возвращаются с чуждыми для нас ценностями и радикальными взглядами. В этой связи проект предлагает ограничить выезд тем, кто не получил высшего религиозного образования базового в Казахстане. 

В настоящее время в нашей стране функционируют 9 медресе (в т.ч. 5 медресе-колледжей) и высшее учебное заведение - университет «Нур-Мубарак». В целях повышения квалификации служителей Духовного управления мусульман Казахстана, государством уделяется особое внимание увеличению количества грантов, выделяемых университету «Нур-Мубарак» по специальностям «исламоведение» и «религиоведение». Цель - обучение религиозных служителей в первую очередь в нашей стране, чтобы у них сформировалось религиозное сознание, совместимое с казахстанскими традициями и культурой, нашей духовностью. В дальнейшем они могут продолжить обучение в зарубежных учебных заведениях для углубления своих религиозных знаний и изучения языка.

Здравствуйте Асия Рамзановна,что означает защита прав (или чувств) атеистов?Как это будет выглядеть на практике?

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Нина!

Данная поправка к Закону Республики Казахстан «О религии и религиозных объединениях» главным образом касается недопущения случаев дискриминации по принципу отношения граждан к религии, нарушения принципов толерантности и взаимоуважения между представителями различных конфессий и неверующего слоя населения (атеистов) и направлена на сохранение мира и согласия в религиозной сфере.

На практике будет защищаться конституционное право гражданина на свободу совести, в том числе и атеистических взглядов.

Здравствуйте.Какие религии и по каким критериям считаются деструктивными культами и сектами.

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Арман. Критерии, согласно которым религиозный культ можно охарактеризовать как тоталитарный и деструктивный, следующие: наличие выдающегося непогрешимого харизматичного лидера; богоизбранничество; уникальность и неоспоримость учения; двойное учение; внутренняя непрозрачность структуры и идеологии; обязательные фиксируемые денежные взносы; подавление рационального сознания (психологическое давление, «промывание мозгов»); контроль информации, поведения и эмоций; изоляция адептов от внешнего мира (запрет на свидания с семьёй, чтение книг, газет, просмотра телевизора, прослушивания радио); обязательное посещение всех собраний; противопоставление миру; критичность или негативное отношение к официальной власти; опознавательные символы; навязчивая пропаганда для привлечения новых адептов; использование адептов для совершения преступлений (самоубийства, террористические акты).

Список зарубежных организаций запрещенных по решению суда на территории Республики Казахстан

1. «Аль-Каида». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.

2. «Исламское движение Восточного Туркестана». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.

3. «Курдский Национальный Конгресс». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.

4. «Исламская партия Восточного Туркестана». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.

5. «Исламское движение Узбекистана». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 октября 2004 года.

6. «Асбат аль-Ансар». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.

7. «Общество социальных реформ». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.

8. «Джамаат моджахедов Центральной Азии». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.

9. «Лашкар-и-Тайба». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.

10. «Братья мусульмане». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.

11. «Боз Гурд». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.

12. «Талибан». Деятельность организации запрещена решением Верховного суда Республики Казахстан от 15 марта 2005 года.

13. «Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами». Деятельность организации запрещена решением суда города Астаны от 28 марта 2005 года.

14. «Организация освобождения Восточного Туркестана». Деятельность организации запрещена решением суда города Астаны от 17 ноября 2006 года.

15. «Аум-Синрикё». Деятельность организации запрещена решением суда города Астаны от 17 ноября 2006 года.

16. «Ата жол». Деятельность организации запрещена решением Специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 5 ноября 2008 года.

17. «Алля Аят». Деятельность организации запрещена решением суда города Астаны от 12 января 2009 года.

18. «Джунд-аль-Халифат» (Солдаты Халифата). Деятельность организации запрещена решением суда города Атырау от 25 ноября 2011 года.

19. «Білім. Сенім. Өмір». Деятельность организации запрещена решением Специализированного межрайонного экономического суда г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области от 7 июня 2012 года.

20. Движение «Таблиги жамаат». Деятельность организации запрещена решением Сарыаркинского районного суда города Астаны от 26 февраля 2013 года.

21. «Ат-такфир уаль-хиджра». Деятельность организации запрещена решением Сарыаркинского  районного суда города Астаны от 18 августа 2014 года.

22. «Исламское государство». Деятельность организации запрещена решением Есильского районного суда города Астаны от 15 октября 2015 года.

23. «Фронт ан-Нусра». Деятельность организации запрещена решением Есильского районного суда города Астаны от 15 октября 2015 года.

Здравствуйте Асия! У меня есть к вам вопрос...Если религии не было бы вообще, что потеряло бы человечество в целом, и человек, как личность?

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Евгений. Религия имеет несколько важных функций.

Во-первых, мировоззренческая функция. Каждая религия по-своему объясняет мир и процессы, происходящие в мире.

Во-вторых, религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения.

В-третьих, религия обеспечивает коммуникативную функцию. Религиозное сознание предписывает три плана общения: 1) верующих друг с другом; 2) верующих со сверхъестественными существами (Богом, ангелами, духами и др.), которые выступают в качестве посредников общения между людьми; 3) верующих с неверующими.

В-четвертых, регулятивная функция религии. Она состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин.

В-пятых, интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном отношении объединяет, а в другом - разъединяет индивидов, группы, институты.

Религия возникла в результате необходимости человека понять мир, объяснить явления, происходящие в его жизни и научиться ими управлять. Создавались общественные институты, в средние века Церковь не только удовлетворяла духовные потребности людей, но и являлась мощной структурой, контролирующей социальные, экономические и политические процессы. Поэтому роль религиозного сознания человека в мировой истории и культуре невозможно переоценить. Исходя из вышесказанного, я соглашусь с Вольтером: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать»…

здравствуйте... Как проходит процесс регистрации новообразованного религиозного объединения? Какие документы для этого нужны? пожалуйста, напишите поэтапно.

Аватар пользователя Абитова Асия

Добрый день, Алма. Спасибо за вопрос.

Согласно ст. 15 Закона Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31067690#pos=1;-233), государственная регистрация республиканских религиозных объединений и региональных религиозных объединений осуществляется Министерством юстиции Республики Казахстан.

Государственная регистрация местных религиозных объединений, учетная регистрация филиалов и представительств осуществляются территориальными органами юстиции.

Для регистрации в регистрирующий орган в двухмесячный срок с момента принятия решения о создании религиозного объединения подается заявление. К заявлению прилагаются:

1) устав религиозного объединения, подписанный руководителем религиозного объединения;

2) протокол учредительного собрания (съезда, конференции);

3) список граждан-инициаторов создаваемого религиозного объединения на электронном и бумажном носителях по форме, установленной регистрирующим органом;

4) документ, подтверждающий место нахождения религиозного объединения;

5) печатные религиозные материалы, раскрывающие историю возникновения и основы вероучения и содержащие сведения о соответствующей ему религиозной деятельности;

6) квитанция или иной документ, подтверждающие уплату в бюджет регистрационного сбора за государственную регистрацию юридического лица;

7) решение об избрании руководителя религиозного объединения либо в случае назначения руководителя иностранным религиозным центром документ, подтверждающий согласование с уполномоченным органом.

При регистрации регионального религиозного объединения дополнительно представляются список участников каждого из местных религиозных объединений, инициирующих создание региональных религиозных объединений, по форме, установленной регистрирующим органом, а также нотариально удостоверенные копии уставов их местных религиозных объединений.

До истечения года со дня регистрации республиканские религиозные объединения для подтверждения статуса обязаны представить в орган, осуществляющий регистрацию, копии документов, подтверждающих прохождение учетной регистрации их структурными подразделениями (филиалами и представительствами) в территориальных органах юстиции.

Государственная регистрация религиозных объединений и учетная регистрация их филиалов и представительств, перерегистрация, отказ в регистрации религиозных объединений осуществляются в порядке и сроки, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».

Срок государственной регистрации (перерегистрации) прерывается для проведения религиоведческой экспертизы и проверки списка граждан-инициаторов создания религиозного объединения на предмет соответствия требованиям Закона Республики Казахстан от 11 октября 2011 года «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Регистрирующий орган не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения о перерыве срока государственной регистрации (перерегистрации) направляет в уполномоченный орган копии документов, необходимых для организации проведения религиоведческой экспертизы, и в местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы копии списков граждан-инициаторов создания религиозного объединения для проверки.

По результатам проверки представленных документов на соответствие законодательству, проведенной религиоведческой экспертизы, проверки списка граждан-инициаторов создания религиозного объединения принимается решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации религиозного объединения.

Здравствуйте! Чем отличается религия от секты?

Аватар пользователя Абитова Асия

Добрый день, Салтанат. Спасибо за вопрос. Чтобы обозначить различия между религией и деструктивными культами, обратимся к терминологии.

Религия – это социальный институт, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанное на вере в существование сверхъестественного.

Традиционная религия несет в себе созидание, мир, старается помочь индивидам в удовлетворении их духовных  потребностей, уважает автономию индивида.

Деструктивный культ – религиозная или нерелигиозная организация, причинившая вред (психологический, физический, материальный и др.) своим членам (адептам), эксплуатирует их духовные потребности, подавляет самостоятельность индивида, формирует зависимость.

В первую очередь, следует понимать, что деструктивный религиозный культ – это искажение религии, принятие лидерами культа лишь тех догм и основ религии, которые удовлетворяют их самих. Цель создания деструктивного культа, как правило, это – удовлетворение материальных потребностей лидеров, потому что материальные вложения являются одним из обязательных условий для адептов.

Еще одним важным различием между традиционной религией и деструктивным культом является отношение к власти. Как правило, деструктивные культы «закрыты» от внешнего общества, критически настроены к официальной власти, либо открыто выступают против нее. Институт семьи поддерживается и охраняется в традиционных религиях, деструктивные культы, напротив, рассматривают семью адепта как потенциального врага, в случае, если семья против приверженности адепта к данному культу.

Таким образом, были выделены основные различия между традиционными религиями и деструктивными культами. Надеюсь, эта информация будет Вам полезна. Если Вы или Ваши близкие попали под влияние деструктивных религиозных организаций, Вы можете обратиться к нам в Центр. Вам будет оказана высококвалифицированная помощь.

Здравствуйте) считаете ли вы целесообразным преподавание религиоведения именно в школе? и почему?

Аватар пользователя Абитова Асия

Здравствуйте, Александра. Спасибо за Ваш вопрос. Светскость и основы религиоведения" - это предмет общеобразовательной светской школьной программы, не теологический и не богословский. Он введен для ознакомления школьников с разнообразием религиозных верований, а также в целях того, чтобы ребенок мог ориентироваться в современных условиях активизации деятельности различных деструктивных культов и радикальных течений и не попасть под влияние подобных организаций в будущем.