Добавить комментарий
Новые повороты экстремизма
Международная экспертная площадка «Позитивные практики противодействия религиозному радикализму: взгляд из России» в Оренбурге собрала более сотни мусульманских духовных лиц, экспертов, ученых из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана.
Эксперты говорили о многом: о резко возросшем интересе населения к религии, новых форматах вербовки экстремистами, плантациях опиума в Афганистане и другом. Казахстанский опыт работы с пострадавшими от деструктивных объединений вызвал интерес участников разных стран международного «круглого стола».
Организаторами встречи выступили АНО «Содружество народов Евразии», Региональное духовное управление мусульман Оренбургской области и НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского госуниверситета при поддержке правительства Оренбургской области. Председатель АНО «Содружество народов Евразии» Веналий Амелин (г. Оренбург, Россия) акцентировал внимание участников на значимости проблемы для разных стран и предоставил слово экспертам.
Религиозация в Казахстане
Проректор по научной работе и международным связям Западно-Казахстанского государственного университета Олег Юров (г. Уральск, Казахстан) отметил, что после распада СССР процесс десекуляризации (секуляризация – процесс снижения роли религии в обществе) общественного сознания активно развивается.
– В 2010-е годы произошел фундаментальный перелом: если прежде в Казахстане по соцопросам фиксировались четверть верующих и три четверти неверующих, то теперь эти цифры поменялись местами, что связано с приходом молодого поколения, сформировавшегося в условиях большей религиозной свободы, – подчеркнул Олег Юров. – Произошло смешение идентичности в сфере религиозной и национальной.
Он также отметил некоторые моменты, широко известные в обществе, но редко освещаемые в казахстанских СМИ. К примеру, в республике во многих случаях бракосочетание стали совершать в соответствии с шариатским обрядам, без обращения в официальные структуры, регистрирующие брак. Религиозная атрибутика проникает и в криминальный мир, отметил Олег Юров. Он рассказал, что недавно в РК была задержана группировка салафитов, занимавшихся поборами с перевозчиков, которые ввели своеобразный налог в размере 10% «во имя Аллаха, на развитие ислама» и прочее.
Большой резонанс в Казахстане в последний год вызвал факт запрета ношения платков в школах.
– Часть детей в платках, к сожалению, не способна воспринимать современные материалистические и гуманистические идеи даже как параллельную реальность. И дело не в атрибутике, а в том, что они не приспособлены к светскому образованию, они к нему не готовы. Это один из вопросов, требующий внимания, – подчеркнул Олег Юров.
В последние годы стали чаще извещать о поимках радикально настроенных экстремистов. В Казахстане с осужденными работают точечно, планомерно переубеждая и возвращая к традиционному исламу.
Директор Центра прикладных исследований религии «Мысль» Аскар Сабдин (г. Алматы, Казахстан) представил разработанную на основе многочисленных бесед с осужденными экстремистами «дорожную карту»: методику, последовательность действий для переубеждения религиозных радикалов.
– Она начинается с диагностики, опроса по широкой анкете для определения идеологических установок, приверженности определенной богословской школе, конкретных расхождений человека с традиционной доктриной, – рассказал Аскар Сабдин. – Проверяют на знание Корана, хадисов, фикха, наглядно показывая ему самому по принципу «зеркала» несостоятельность его амбиций, претензий на осуждение, распоряжение чужой жизнью, владение истиной, реально низкий уровень религиозной подготовки.
Наряду с опровержением религиозных заблуждений с бывшими экстремистами работают в социальном плане. Помогают восстановить разорванные социальные связи, общение с родственниками и близкими, выводят из состояния постоянного конфликта с семьей, имамом, обществом.
Этот опыт назвал интересным и возможным для дальнейшего применения в Татарстане доцент Института международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета Вадим Козлов (г. Казань, Россия). И поделился своими наработками.
– В Татарстане создан центр «Диалог», к работе в котором привлечены бывшие участники деструктивных религиозных групп для установления с их помощью контакта и переубеждения приверженцев радикальных вероучений, – сообщил Вадим Козлов. – После резонансных терактов 2012 года в Татарстане была полностью перестроена модель государственно-религиозного взаимодействия. Организовали системную массовую работу не только с духовенством, но и прихожанами вплоть до курсов повышения религиозной грамотности. Ввели многоступенчатую структуру духовного и религиоведческого образования, наладили постоянный социологический мониторинг отслеживания процессов в среде верующих.
Электронный экстремизм
Главный федеральный инспектор по Оренбургской области Сергей Гаврилин отметил, что только в 2017 году здесь было оперативно заблокировано 655 радикальных материалов в Интернете. Пресечено 12 преступлений экстремистской и одно – террористической направленности.
Независимый эксперт в области религии Икбалжан Мирсайитов (г. Бишкек, Кыргызстан) подчеркнул неспособность международных социальных сетей противостоять экстремистскому контенту на национальных языках стран Центральной Азии.
– В последнее время в YouTube получили широкое распространение видеоролики не только с радикальной пропагандой, но и инструкциями по сбору взрывных устройств, обращению с оружием на кыргызском, узбекском, таджикском и других языках. На мой вопрос по этому поводу руководителю YouTube на одной из международных конференций тот признал, что компания не имеет специалистов для понимания и блокирования таких материалов, – сказал Икбалжан Мирсайитов.
Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Московского государственного института международных отношений МИД России Ахмет Ярлыкапов (г. Москва, Россия) рассказал о виртуализации религиозной жизни и общения.
– Появились «электронные имамы и муфтии», «скайповские шейхи». Трансформируются и методы насильственной борьбы экстремистов, – отметил Ахмет Ярлыкапов.
Эту проблему давно уже поднимают и в Казахстане. Борьбу с электронными экстремистами доверили молодежи. Основная задача заключается в переформатировании сознания молодых людей, вовлечении их в активную виртуальную жизнь, связанную с патриотическими акциями и другими интересными мероприятиями.
Афганский перевал
Близость Афганистана к Казахстану на международных экспертных площадках большой тревоги у казахстанских специалистов не вызывает. Российские же эксперты регулярно акцентируют внимание на этой нарастающей, по их мнению, угрозе извне.
Старший инспектор по особым поручениям Антитеррористического центра СНГ подполковник полиции Александр Смирнов (г. Москва, Россия) рассказал, что, по оперативной информации, среднесрочной задачей ИГИЛ является постепенное расширение его присутствия на севере Афганистана. Причем с выходом на границы стран Центральной Азии и Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР (граничащего, к слову, с Алматинской областью РК).
– Это закладывает реальную угрозу последующего переноса террористической деятельности на территорию государств – участников СНГ: Туркменистана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана, – отметил Александр Смирнов.
В свою очередь руководитель Центра научно-аналитической информации Института востоковедения РАН генерал-майор в отставке Николай Плотников (г. Москва, Россия) добавил, что террористические группировки представлены уже в 20 провинциях Афганистана из 34, а количество терактов с применением смертников в этой стране за последний год выросло на 20%.
Семейные ценности против экстремистов
Заместитель председателя Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан Елена Тарасенко (г. Астана, Казахстан) поделилась опытом участия женских неправительственных организаций в профилактике религиозного экстремизма.
– Обеспечение национальной безопасности и сохранение духовной целостности является одной из основных задач, стоящей перед нашим государством. И однозначно в этих процессах огромна роль семьи, – подчеркнула Елена Ивановна. – Президент нашей страны Нурсултан Назарбаев в Послании народу Казахстана отмечает: «Нужно формировать в обществе нулевую терпимость к любым действиям, связанным с радикальными проявлениями, особенно в сфере религиозных отношений». И призывает подключать к этой деятельности неправительственный сектор и религиозные объединения. В декабре 2016 года был утвержден стратегический документ – «Концепция семейной и гендерной политики в РК до 2030 года». В нем определены долгосрочные приоритеты развития человеческого капитала через формирование эффективной семейной политики.
Она также рассказала о том, что в Казахстане на базе 12 ведущих учебных заведений созданы женские клубы для воспитания девушек на основе национальных традиций и ценностей светского государства. Это дискуссионная площадка для обсуждения статуса, роли и места женщины в исламе, ее миссии в семье и современном мире. На этих площадках воспитывают студенток – будущих мам, хранительниц семейного очага.
Семейные ценности и дружественные отношения опытных и новых мигрантов могут оградить от радикализации вновь прибывших на работу в другую страну, полагают эксперты. Профессор Таджикского национального университета Музаффар Олимов (г. Душанбе, Таджикистан) считает наиболее действенными институтами мечети как площадки для просвещения и дискуссии, блокирующие однобокую пропаганду, а также неформальные мигрантские сети.
– Социсследования, проведенные среди таджикских рабочих в Сибири, показывают, что такие сети помогают мигрантам легализоваться, найти работу, жилье, оказывают материальную поддержку. При отсутствии таковых те же функции берут на себя экстремисты, – подчеркнул профессор. – Выпадая из мигрантских сетей, утрачивая связь с национальной средой и культурой, приезжие становятся гораздо более уязвимыми для экстремистской пропаганды.
Эксперты стран СНГ пришли к единому мнению о том, что только за счет международного сотрудничества государственных и экспертных кругов можно эффективно противостоять трансграничным угрозам экстремизма и терроризма на евразийском пространстве.