Добавить комментарий
Как Казахстан борется с экстремизмом
В конце марта правительство Казахстана утвердило новую Государственную программу по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 годы. Ее цели и задачи во многом перекликаются с Концепцией государственной политики в религиозной сфере до 2020 года, которая в том числе борется с недопущением использования религии в деструктивных целях. О том, какие результаты в этом направлении уже были достигнуты, и что еще предстоит сделать, мы беседуем с научным сотрудником ОО «Конгресс религиоведов», магистром истории Серикболом Биляловым.
– Тот факт, что правительство решило продлить госпрограмму до 2022 года, говорит о том, что еще не все проблемы в этом направлении были решены. А как вы оцениваете результаты предыдущей госпрограммы, которая была рассчитана на 2013-2017 годы?
– Тема религиозного экстремизма и терроризма для нашей страны стала актуальной в начале 2000х годов. До этого времени она не представляла особой угрозы, поэтому в соответствующих программах не было необходимости. Но понятно, что Казахстан не мог оставаться «островком стабильности», пока во всем мире бушуют религиозный экстремизм и терроризм...
Первыми тревожными сигналами стало участие группы казахстанцев в террористической деятельности на территории Афганистана и Пакистана, в том числе в составе террористических банд на Кавказе. С появлением международной террористической организации ИГИЛ в Сирии и Ираке они лишь усилились.
Учитывая эти и другие угрозы, в Казахстане приступили к разработке комплекса мер по предотвращению дальнейшего роста радикализации населения и вовлечения казахстанцев в террористическую деятельность. Благодаря усилиям всех государственных органов была подготовлена и утверждена Государственная программа по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы. После ее завершения было принято решение разработать новую программу на последующие четыре года.
Поначалу многие эксперты сомневались в успехе данного документа, однако время показало его значимость и эффективность. Единственным упущением государственных органов, на мой взгляд, стало отсутствие открытых данных по реализации госпрограммы, в частности, не были озвучены ее достижения и недоработки, что не позволяет в полной мере судить о ее результативности. Остается надеяться, что ошибки и недочеты старой госпрограммы были учтены при разработке новой госпрограммы на 2018-2022 годы.
– Много ли было фактов задержания террористов или предотвращения террористических актов на территории страны за те четыре года, что действовала предыдущая госпрограмма?
– В рамках реализации госпрограммы на территории Казахстана решением судебных органов была запрещена деятельность ряда экстремистских и террористических организаций – «Таблиги Джамагат» (2013 год), «Ат-такфируаль-хиджра» (2014 год), ИГИЛ и «Фронт ан-Нусра» (2015 год). С 2013 года благодаря скоординированной работе спецслужб на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 27 насильственных экстремистских акций террористического характера (2013 год — 8, 2014 год —3, 2015 год—4, 2016 год — 12).
За последние пять лет предотвращен выезд в зоны террористической активности 608 рекрутовказахстанцев (2013 год — 168, 2014 год — 136, 2015 год — 151, 2016 год — 91, 2017 год – 62). В 2017 году 125 казахстанцев вернулись из сирийскоиракской зоны, 57 из них были осуждены. Кроме того, были сорваны или блокированы намерения 91 гражданина РК к выезду за границу для участия в боевых действиях на стороне международных террористических организаций.
Но это лишь малая часть открытой информации КНБ, многое остается под грифом секретности.
– Для наведения порядка в религиозной сфере помимо госпрограмм было создано еще и целое министерство. Осенью ему исполнится два года. Что удалось сделать новому ведомству за этот период?
– Министерством по делам религий и гражданского общества, вопервых, было структурировано религиозное поле. Сегодня в стране официально зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в рамках законодательства 3715 религиозных объединений, представляющих 18 конфессий. Также была проведена работа по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих религиозную сферу, а именно проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений», который предусматривает 53 поправки в 12 законодательных актах. В настоящее время она находится на обсуждении в парламенте РК.
Еще одним важным шагом профильного ведомства в данном направлении стала разработка Концепции реализации государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы. Она направлена на совершенствование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, развитие светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.
Во-вторых, была организована системная реабилитационная и широкая информационноразъяснительная работа с населением по вопросам религиозной сферы. В 2017 году членами 249 информационно-разъяснительных групп проведено свыше 60 тыс. разноформатных мероприятий с населением, с охватом 2 млн. 500 тыс. человек. Для членов групп разработано более 50 методических материалов, проведено обучение 3 тыс. лекторов.
Сейчас в регионах успешно функционируют реабилитационные центры по оказанию помощи пострадавшим от деятельности деструктивных течений. Только недавно в Алматы открылся новый центр по реабилитации жертв религиозного экстремизма и приверженцев деструктивных культов. В настоящее время реабилитацию в центре проходят 186 человек.
В-третьих, созданы условия для развития системы религиозного образования. На 2017-2018 учебный год увеличен госзаказ на высшее и послевузовское образование на 10 тыс. грантов. Из зарубежных теологических учебных заведений возвращены в страну 104 студента, от выезда на учебу отведены 223 человека.
Как известно, в новом законопроекте имеются нормы, которые допускают получение духовного образования за рубежом только для тех граждан, кто уже получил высшее духовное образование в стране, либо с одобрения религиозных объединений.
Также при содействии МДРГО на базе исламского университета «Нур-Мубарак» с 2016 года организована работа Института переподготовки имамов в сфере профилактики экстремизма.
– Опыт каких стран был использован при разработке этих госпрограмм?
– При разработке старой и новой госпрограмм учитывался в основном передовой опыт ряда стран Европы и Ближнего Востока в части профилактики и противодействия распространению религиозного экстремизма и терроризма. Для его изучения был организован выезд специалистов государственных органов в разные страны, а по итогам этих поездок подписан ряд меморандумов сотрудничества между правоохранительными органами.
Причем наибольший интерес у наших специалистов вызвал успешный опыт Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии в вопросах дерадикализации осужденных лиц. По линии Министерства по делам религий и гражданского общества РК даже были организованы ряд встреч с руководством Международного центра «Хедая» по противодействию насильственному экстремизму.
Эта организация создана в 2012 году по инициативе Объединенных Арабских Эмиратов. Она ведет активную работу по подготовке соответствующих кадров, разработке и распространению успешных методов противостояния экстремизму.
Уверен, что принимаемые государством меры по нейтрализации угроз религиозного экстремизма и терроризма не позволят деструктивным силам изменить стабильность и согласие в нашей стране, а разработка новых стратегических программных документов и их реализация позволят минимизировать или вовсе предотвратить рост негативных тенденций в религиозной сфере.