Добавить комментарий

Каковы перспективы религиозного образования в Казахстане?

 1148
Сауле Исабаева

Этим летом в Казахстане вступит в силу закон, призванный жестко регулировать получение гражданами теологического образования за рубежом. Иинициаторы его принятия надеются таким образом очистить ряды казахстанских священнослужителей от псевдопроповедников, а общество - от псевдорелигизных идей.

Данная мера - одна из тех, которую казахстанская общественность поддержала чуть ли не единогласно. Оно и понятно: увлечение наших граждан чужими религиозными традициями начинает выходить за рамки допустимого и приобретать все более опасные формы. Как считают некоторые эксперты, если бы этот процесс взяли под контроль еще лет 20 назад, то многих проблем, связанных с религиозной ориентацией отдельных верующих в нашей стране, можно было бы избежать. Но кто в то время вообще мог предположить, что интерес населения к религии возрастет настолько, что государству придется принимать специальные законы для наведения порядка в этой сфере и даже создавать целое министерство?! Ну, разве что те силы, которые уже тогда намеренно сеяли семена экстремизма…

Согласно статистике, около 90 процентов граждан Казахстана относят себя к верующим, из них более 70 – к мусульманам. Но проблема в том, что лишь единицы из них действительно разбираются в тонкостях этой религии и способны отличить истинный ислам от радикальных псевдоучений. Остальные, как правило, плывут по течению и верят тем, кто более красноречив и убедителен. Этим давно и успешно пользуются разного рода вербовщики и псевдопроповедники. Среди последних как раз таки много наших сограждан, которые когда-то беспрепятственно уезжали из страны в поисках бесплатных религиозных знаний, а обратно вместе с дипломами привозили чужие традиции и чужую идеологию.

Впервые необходимость запрета на зарубежное теологическое образование была прописана в Концепции государственной политики в религиозной сфере. Она стала своеобразной идеологической основой при подготовке нового законопроекта о религиозной деятельности и религиозных объединениях, который, кстати, прошел серьезнейшую общественную дискуссию. Следовательно, сомнений относительно обоснованности содержащихся в нем норм, в том числе запрещающих обучение в зарубежных вузах, быть не должно. Вопрос только в том, смогут ли государство и ДУМК обеспечить всех желающих качественным религиозным образованием?

Алау Адильбаев, заместитель председателя Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), наиб муфтий, доктор теологических наук:

«Нам удалось кардинально решить проблему кадрового  дефицита»

- В первые годы независимости Духовное управление мусульман Казахстана испытывало острую нехватку квалифицированных специалистов, а потому нам приходилось осуществлять набор кадров за счет казахстанцев, получивших образование в теологических учебных заведениях Ливии, Египта и Турции - естественно, после прохождения ими конкурса и проверки знаний. С развитием отечественного духовного образования ситуация постепенно менялась, и к настоящему времени нам удалось кардинально решить проблему кадрового дефицита. Сегодня доля выпускников иностранных вузов, работающих в ДУМК, составляет 7-8 процентов. То есть, подавляющее большинство наших религиозных служителей уже успели получить отечественное религиозное образование.

Речь идет о таких учебных заведениях, как Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», Институт повышения квалификации имамов, Научно-исследовательский центр Абу Ханифы, десять медресе (в том числе пять медресе-колледжей) и три центра по подготовке чтецов Корана. И надо заметить, что они функционируют достаточно успешно. Поэтому ДУМК активно поддержало предложение законодательно ограничить выезд казахстанской молодежи для получения зарубежного теологического образования. Мы считаем, что данный шаг, во-первых, положительно скажется на развитии отечественной системы духовного образования, а, во-вторых, позволит оградить нашу молодежь от влияния радикальных течений.

При этом необходимо понимать, что данная норма законопроекта не лишает казахстанцев возможности учиться в зарубежных религиозных вузах. Все желающие имеют на это право, но при одном условии - базовое высшее духовное образование они должны получить на родине. И только после этого они смогут продолжить обучение в магистратуре или докторантуре в зарубежных вузах, правда, в тех из них, с которыми имеются соответствующие договоренности.

К сегодняшнему дню ДУМК подписало соглашения со всемирно известным университетом «Аль-Азхар» (Египет), институтом «Хасеки» (Турция), Ташкентским исламским университетом (Узбекистан), а также с теологическими учебными заведениями России. При наличии рекомендаций ДУМК казахстанцы могут поступить в любой из них. Более того, данные соглашения открывают широкие возможности  перед нашими преподавателями, которые смогут проходить там стажировки, повышать квалификацию, обмениваться знаниями.

Одним из важных направлений в деятельности ДУМК была и остается подготовка профессиональных священнослужителей. Еще в 2015-м мы разработали Концепцию развития религиозного образования до 2020 года. Время показало своевременность и важность принятия данного стратегического документа. Уверен, что развитие отечественной системы духовного образования и повышение религиозной грамотности населения позволят привить казахстанской молодежи надежный иммунитет от идей религиозного экстремизма и деструктивных течений.

Тышхан Кеншилик, заведующий кафедрой религиоведения Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, кандидат философских наук: «Эта норма позволит оздоровить религиозную ситуацию в стране»

- Как показывают и практика, и статистика правоохранительных органов, нерегулируемое получение гражданами страны религиозного образования за рубежом сопряжено с высоким риском попадания молодежи под влияние деструктивных религиозных течений. В этой связи считаю внесение в законопроект нормы, ограничивающей выезд казахстанцев в зарубежные теологические вузы, более чем уместным. Это позволит оздоровить религиозную ситуацию в стране и даст импульс дальнейшему развитию профильных учебных заведений.

Считаю, что одной из важных задач государства и религиозных объединений является повышение качества отечественной системы духовного образования, предоставление населению правильной информации, касающейся веры. Ведь рост религиозного фанатизма обусловлен как раз таки ограничением доступа населения к источникам знаний (ввиду их отсутствия либо скудости). Зачастую именно религиозная безграмотность становится причиной вербовки наших граждан различными радикальными течениями.

На мой взгляд, сегодня казахстанцам созданы все условия для получения качественного духовного образования. И это несмотря на то, что работать в этом направлении мы стали не так давно – с начала «нулевых» годов. К примеру, на базе пяти ведущих университетов (КазНУ имени аль-Фараби, ЕНУ имени Л. Гумилева, МКТУ имени Яссауи, Университета иностранных языков и деловой карьеры и КарГУ имени Е. Букетова) ведется подготовка  специалистов на трех уровнях - бакалавриат, магистратура и докторантура. Выпускники этих вузов успешно работают в религиозной, педагогической и информационно-аналитической сферах.

Всего в нашей стране, по данным Комитета по делам религий МДРГО РК за прошлый год, действуют 15 религиозных учебных заведений, 400 начальных курсов при мечетях и воскресных школах. К тому же пять из десяти казахстанских медресе, находящихся под патронажем ДУМК, за это время успели получить статус колледжей. Теперь, помимо основных религиозных предметов, в их программу включены еще и светские учебные дисциплины в соответствии с современными требованиями. То есть, выпускники  медресе-колледжей смогут работать не только в системе ДУМК, но в и госучреждениях. Это, конечно же, повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Впрочем, несмотря на очевидные успехи отечественной системы религиозного образования, по-прежнему острым остается вопрос повышения квалификации кадров в области религиоведения, теологии и исламоведения. Речь идет о людях, способных принимать активное участие в профилактике религиозного экстремизма среди различных групп общества. Думаю, этому направлению стоит уделить особое внимание.

Айдар Абуов, директор Международного центра культур и религий МДРГО РК, доктор философских наук: «Необходимо развивать отечественную религиозную школу»

– Система религиозного и религиоведческого образования в Казахстане стремительно развивается в соответствии с международными стандартами. Как показывает опыт последних десяти лет, она вполне способна предоставлять необходимые профессиональные знания и навыки всем желающим. К примеру, на данный момент, по данным МДРГО РК, в нашей стране религиозное образование получают около трех тысяч детей, из них 1800 обучаются в медресе ДУМК.

Следует подчеркнуть, что внесение в действующее законодательство новой нормы, ограничивающей получение гражданами РК религиозного образования за рубежом, не означает его полной отмены, как опасаются некоторые эксперты. Данные ограничения направлены, прежде всего, на то, чтобы готовить религиозных служителей внутри страны, чтобы у них сформировалось религиозное сознание, совместимое с нашими традициями и культурой, нашей духовностью. В дальнейшем они могут продолжить обучение в зарубежных учебных заведениях для углубления своих знаний на уровне магистратуры и докторантуры.

Введением этой нормы мы решаем две задачи: во-первых, развиваем отечественную религиозную школу, во-вторых, ставим заслон на пути проникновения чуждых и деструктивных идей, носителями которых, к сожалению, часто становятся молодые люди, рано выехавшие за рубеж и получившие там религиозное образование. Подобное практикуется во многих странах.

Поэтому хотелось бы рекомендовать нашим гражданам, желающим получать религиозные знания за рубежом, сначала использовать те возможности, которые дает им Казахстан, и лишь затем думать об учебе за его пределами.

Серикбол Билялов, научный сотрудник ОО «Конгресс религиоведов», магистр истории: «Это даст хороший профилактический эффект»

- Теологическое образование в зарубежных вузах, как правило, осуществляется бесплатно. Собственно, это и привлекает молодых казахстанцев, уезжающих из страны в поисках религиозных знаний. Однако не все из них при этом понимают, что таким образом некоторые страны пытаются организовать импорт деструктивной идеологии в Казахстан с целью усиления межрелигиозной и межконфессиональной напряженности.

Прежде из-за  отсутствия в стране своей базы духовного образования и правового регулирования этих процессов противостоять такой экспансии было непросто. Но нельзя огульно винить в этом государство: мол, оно упустило данную проблему из поля зрения. Практически все постсоветские страны стали заложниками деструктивных идеологий, потому как не могли предложить достойную альтернативу молодежи, которая активно ринулась в страны ближнего и дальнего зарубежья за бесплатным религиозным образованием, не разобравшись толком, что оно собой представляет и какие риски несет.

Вот почему так важно, чтобы первое теологическое образование наши граждане получили именно в учебных заведениях нашей республики. Дальше они могут продолжить его за пределами страны, но только в определенных вузах. Насколько известно, ДУМК уже подписало соглашения с авторитетными религиозными организациями образования Египта, Турции и России.

Думаю, наличие подобного контроля со стороны ДУМК позволит обеспечить наших студентов качественным религиозным образованием за рубежом, а при возвращении на родину будет способствовать их успешной деятельности в любой сфере. Кроме того, это даст хороший профилактический эффект, поскольку оградит население от разного рода деструктивных идеологий.

Госорганам необходимо продолжить работу по возвращению на родину оставшихся за рубежом казахстанских студентов, продолжающих учебу в сомнительных религиозных учреждениях. Очень важно создать им все необходимые условия для продолжения религиозного обучения в Казахстане на бесплатной основе. Молодые люди должны понимать, что никакое зарубежное теологическое образование не принесет пользы, если оно противоречит  национальным традициям и истории.

Источник: