Добавить комментарий
Слабак по жизни, раскол с родственниками, отказ от родителей – портрет псевдосалафита
Почему молодые люди уходят в деструктивные религиозные течения, какие внутренние и внешние факторы этому способствуют - рассказывает Zakon.kz известный эксперт-религиовед, член Республиканской информационно-разъяснительной группы Гульназ Раздыкова.
- Гульназ, по вашему мнению, в деструктивные течения чаще всего уходят психологически слабые люди, которые бегут от реальности?
- Верно. Это люди, внутренние психологические ресурсы которых ограничены, а ценностные ориентиры и мировоззрение характеризуются некоторой незрелостью. Особенно это проявляется при столкновении с комплексом внешних факторов и такие люди более склонны к вовлечению в криминальные группы и террористические организации. То есть внешние факторы: он и в жизни не состоялся, и внутри он психологически слабый. Такой человек очень легко может вступить в ряды экстремистов.
Также я хотела бы отметить феномен демонстрационного эффекта, который используется экстремистами в качестве психотехнологий. Данные организации крайне привлекательны для протестно настроенной части любого общества тем, что выгодно отличаются от множества себе подобных экстремистских организаций.
Своим последователям вербовщики, используя их внутренний протестный потенциал и сложившееся в обществе недовольство, внушают мысль, что участники деструктивной организации станут частью большого проекта, который состоит не только в том, чтобы взять в руки оружие и сражаться в обычном смысле. Они демонстрируют себя как сплоченные между собой борцы за свободу, использующие насилие против желания, потому что тайный враг в их лице - государство и демократия якобы ущемляют права и достоинства «правоверных мусульман». Они «дарят» им сказку в виде исламского государства.
- Какие еще факторы могут привести человека в ряды экстремистов?
- Материальная заинтересованность, реальная финансовая помощь. Один из факторов - это якобы экономическая бескорыстная помощь со стороны адептов течения. Для многих это является сильнейшим побудителем для прихода в ряды деструктивной организации. Например, это помощь в жамагате, помощь семьям осужденных и другое. Это подкупает людей. Таких примеров немало.
Также одним из факторов вовлечения является то, что в семьях осужденных или лиц, находящихся под следствием, наблюдается идеологический раскол с родственниками, нередко с женами, которые не принимают данную идеологию. В этом случае родственники и близкое окружение отказываются от данной семьи, потому что не хотят носить социальное клеймо «родственника террориста». И в это время на помощь к ним приходят их жамагаты, которые всячески оказывают поддержку осужденным, передают им продукты питания в зоны, встречают их, если они находятся в другом городе. И тогда жены вовлекаются в эти экстремистские организации.
Еще одним фактором является конфликт поколений, когда дети упрекают родителей в том, что они исповедуют неправильный ислам или практически живут в неверии. Здесь налицо семейная дисфункция, нарушение преемственности поколений и влияние идеологии, пришедшей извне.
- Когда возникает в семье конфликт поколений?
- Очень часто мы сталкиваемся с тем, что дети отказываются от своих родителей, либо не одобряют образ жизни родителей, чаще всего светский образ жизни. И в это время протестное начало среди их детей выражается очень ярко. Поэтому приходится восстанавливать гармоничные отношения в семье.
Недавно у меня был случай, когда отец и дочь начали конфликтовать из-за религиозной практики дочери. Отец выбрал неправильную бесперспективную траекторию поведения, когда стал в агрессивной форме запрещать дочери читать намаз, покрываться и так далее вплоть до того, что сжег все ее платки и книги. Конфликт был очень серьезный и мы сейчас работаем с этой семьей.
(Продолжение следует)