Добавить комментарий

«Что это за вид, девушка?»: Как живется «практикующим мусульманам» в Казахстане

 2284
Материал подготовила Инесса Фадеева. Фото из личного архива Шынар Шалипбаевой

К неприветливым взглядам окружающих в общественных местах Кундыз уже привыкла и даже понимает тех людей, что отводят глаза в сторону, когда она вдруг оказывается единственной среди них в своем облачении. Понимает и мысленно прощает, потому что хорошо помнит 5 июня 2016 года, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Великая сила воспитания

Все дальше от нас тот день, когда в Актобе экстремисты захватили 2 оружейных магазина и напали на воинскую часть. Для Кундыз Алиевой это были самые неприятные дни в жизни. Нет, никто из ее семьи не пострадал. Девушка всегда покрывала голову платком и носила длинное широкое платье, но после теракта какое-то время боялась выходить из дома: везде ее сопровождали настороженные, а порой и откровенно ненавидящие взгляды актюбинцев.

В семье Алиевых носить мусульманскую одежду дочек приучали с детства. Родители, исповедовавшие традиционный ислам, не навязывали троим сестричкам свои религиозные взгляды, не заставляли вести определенный образ жизни. Просто своим примером показывали, что значит быть мусульманами. Ну, разве что мама иногда делала замечание, когда девчонки совсем уж шли вразнос или вели себя как мальчишки. По мере вхождения в подростковый возраст девочки сами решали покрывать им голову или нет, к платьям более свободного кроя каждая из сестер пришла в свое время.

«Понимаю, что людям порой страшно, ведь кто знает, что таится под этими широкими одеждами. И все же, думаю, люди как-то должны отличать, кто есть кто. Я же не во всем черном, не прячусь под одеждами. Неужели мы так похожи на экстремистов?» — сетует Кундыз.

Где та самая грань?

«Отличия обычных одеяний верующих мусульман, практикующих ислам, от нетрадиционных, действительно есть. Что есть правильно? Необходимо обращать внимание на внешние атрибуты. У мужчин это нетронутые брадобреем, неухоженные бородки, короткие брюки. У женщин – никаб темных цветов, скрывающий все от головы до пят. Крайний случай – помимо никаба сеткой закрыты прорези для глаз и перчатки», — советует руководитель областного управления по делам религии Алимбек Туралиев.

Опять же — что есть норма. Для казахов классикой можно считать светлые одежды, тогда как нетрадиционными для нашей республики считаются темные никабы. Но в этом нет ничего удивительного, ведь черный (темно-коричневый) – это особенности женской одежды арабских стран. И первопричина здесь даже не религиозная, а географическая.

«Священная книга не указывает, как конкретно ты должен быть одет. Он рекомендует – прикрывайся. Трактовать неправильно или в свою пользу есть ничто иное как буквализм. Это значит, что человек не постигает истинный смысл писания, а следует только его формальному содержанию», — уточняет Алимбек Жанибекович.

Главное – состояние души

Религия не определяет, что и как носить, считает руководитель информационно-аналитического центра «Ансар» Нурсултан Жаншин.

«Отрастил ли человек бороду, покрыл ли голову, читает ли пятикратно намаз — в любом случае нельзя вешать ярлыки. Важно то, как он ведет себя, как обращается к людям, образ жизни. Нет хорошего или плохого верования. В мире много религий и нет среди них важных или неважных, все значимы для общества как одно из направлений духовного развития. Мы живем в светском государстве, и перед законом все равны», — говорит он.

Тема одежды прописана в Коране, утверждает Сакен Сабыр — примерный семьянин и отец трех дочерей. Супруга у него — российская казашка, но научившаяся всем народным обычаям и соблюдающая их от и до.

«Во всех религиях есть такая норма – покрытая голова и  свободное платье. Это для того, чтобы женщина во избежание соблазнов не привлекала мужчин ни своим видом, ни даже запахом, потому что Всевышний создал женщин красивыми. Оба пола должны  придерживаться норм. У мужчин тоже есть свои нормы. Под одной крышей, наедине, супруги могут ходить в чем угодно», — утверждает Сакен.

Между тем, хотелось бы отметить, что в Законе РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» в статье 9 говорится, что «граждане Республики Казахстан… вправе приобретать и использовать … предметы религиозного назначения по своему усмотрению».

Актюбинка Шынар Шалипбаева никогда негативно не воспринимала мусульманские одежды. Просто не придавала людям в таких одеждах особого внимания – ну есть и есть, каждый носит то, что хочет. Но когда девушка сама начала ходить в вуз в платке и длинном платье, некоторые проблемы все же были, сложно было адаптироваться.

«Когда я еще не читала намаз, не одевалась соответствующим образом, я видела в академии много девушек в мусульманских одеяниях. И мне казалось, что это легко. Только потом я поняла насколько тяжело быть не такой, как все», — говорит она.

Раньше, особенно в общественном транспорте, по словам Шынар, люди, не стесняясь, говорили: «Что это за вид, девушка?». Но сейчас она отмечает, все трудности позади, люди все больше интересуются темой самовыражения с помощью религиозных атрибутов, а молодежь открывает для себя новый мир современной и красивой мусульманской одежды.

Под каким углом смотреть

Недавно в СМИ резонировала тема запрета платков для школьниц. Поговорили да перестали, потому что согласно действующему законодательству, в учреждениях образования запрещено проведение каких-либо религиозных действий. Согласно пункту 13 приказа № 26 от 14 января 2016 г. министерства образования и науки, «включение элементов одежды религиозной принадлежности различных конфессий в школьную форму не допускается».

Аяна Кабылова практикует (как выражаются все мои спикеры) ислам лет 10 — после того, как изучила ряд книг религиозной тематики.

«Не могу сказать, что мой внешний вид соответствует всем требованиям шариата. Скорее всего, это более современная версия. Но, несмотря на то, что у меня вот такой, образно говоря, облегченный вариант мусульманского одеяния, все же с негативным восприятием не раз встречалась. Раньше — в 2011-2013 годах — это особенно чувствовалось, причем намного агрессивней и чаще: в общественном транспорте, в поликлинике, магазинах и т.д. Случалось, открыто негативно высказывались, оскорбляли, в лицо спрашивали: «А вы не взрываетесь?». Вот такие неадекватные люди… Это сильно не задевало, а родственники и близкие мое решение восприняли с пониманием.

Два типа людей, утверждает Аяна, проявляют себя в негативе. Первый — исламофобы: они считают, что все мусульмане — террористы, ваххабиты и пр., что несет опасность для общества. Второй — этнические казахи-традиционные мусульмане (кто не считает то верование, что мы практикуем, правильным).

Не одежды главное, а то, что у тебя в душе, считают мои собеседники.

Проблема в чем?

Как одеваться, какой религии следовать, во что верить – личное дело каждого. Но отсутствие знаний в любом вопросе ведет к кривотолкам и непониманию.

«Жалко, что в учебных заведениях так яростно борются с ношением платков, когда в нашей стране достаточно и других проблем. Но я и не разделяю тот подход, когда на девочку одевают платок, если она еще не имеет своего мнения. Самое важное в Коране, я считаю, это то, что не должно быть принуждения к религии. У меня трое детей. Мы с мужем решили, что не будем заставлять их читать намаз и соблюдать другие каноны, а показывать своим примером, как можно следовать религии. И когда они вырастут, сами примут правильное решение», — комментирует Шынар.

Только тогда выбор верный, считает Шынар, если он сделан не под влиянием мнений или обстоятельств, а из собственных желаний и убеждений.

«Удивительно, почему поднимают шум вокруг запрета на ношение платков. Есть ведь и другие проблемы: к примеру, у протестантов дети не изучают НВП, не встают во время гимна, не учатся по субботам. По-прежнему есть проблема мини-юбок и откровенных блузок в школах. Но почему-то никто не возмущается в интернете и СМИ по этому поводу. Считаю, что, прежде всего, мы должны думать о духовности, о единстве людей, а религия…она в душе каждого человека есть, у кого-то больше, у кого-то меньше, и рано или поздно все задумываются о Всевышнем», — говорит руководитель управления Алимбек Туралиев.

Источник: