Добавить комментарий
Вопросы веры: что ждет религию в Казахстане?
Эксперты сходятся во мнении, что государство должно следить за работой конфессий на своей территории. Но некоторые считают, что на практике им всем просто начнут мешать работать.
Нурсултан Назарбаев утвердил Концепцию государственной политики в религиозной сфере Республики Казахстан на 2017–2020 годы. Документ в очередной раз подтверждает светский характер Казахстана и определяет стратегические цели государственной политики в религиозной сфере до 2020 года.
Как отмечается в концепции, светский характер – важное условие для развития Казахстана. При этом «государство поддерживает деятельность религиозных объединений, направленную на привитие обществу гуманистических ценностей».
Государство тоже умеет бояться — и защищаться
Сегодня растет угроза религиозного экстремизма и массового проникновения в Казахстан ее адептов. Так что концепция — это не только стратегия работы государства с конфессиями, но и стратегическая защитная программа на среднесрочную перспективу.
— Согласно общепринятым мировым нормам, государство вправе регулировать деятельность религиозных организаций в целях обеспечения защиты общественной безопасности и прав своих граждан, — делается акцент в документе.
Определен целый список проблем и вопросов, требующих неотложных решений. В их числе:
- Влияние глобализирующегося мира на развитие религиозной ситуации
- Правовое регулирование религиозной сферы
- Риски размывания светских основ государства
- Распространение идеологии религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде
— Государство может создавать условия для исключения возможности использования религиозных интересов в реализации государственных управленческих функций. В этих целях государство вправе вводить определенные ограничения на свободу действий, не вторгаясь во внутренний мир и убеждения человека, выражения гражданами своих религиозных предпочтений, — утверждается в документе.
Тотальное вмешательство только навредит
Политолог Ислам Кураев работу в этом направлении оценивает несколько скептически. Особенно в части регулирования религиозной сферы в Казахстане. По его мнению, контролировать работу конфессий необходимо, но на практике это может вылиться в постоянное вмешательство государства в дела религиозных объединений.
— Само создание Министерства по делам религий и гражданского общества противоречит нашей Конституции. Но вопрос в том, что Закон РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый в 1991 году, был создан еще до появления основного закона, — утверждает он.
Политолог считает, что этот закон должен был «возродить религию», которая в будущем должна была стать новым цивилизационным выбором Казахстана. Политический вектор был направлен в сторону государств, где в основном доминирует ислам, при этом не ущемляя права других конфессий.
— Но в силу своей необразованности в религиозной сфере правительство открыло путь для представителей всех конфессий, в том числе и радикально настроенных, при этом не контролируя их деятельность. И это привело к неприятностям, — говорит он.
Впервые в стране задумались о необходимости контроля в 2011 году. В последующем ежегодно проблемы с радикалами росли, и сегодня стало понятно, что без такового не обойтись. Но, подчеркивает Ислам Кураев, необходим именно контроль, чтобы отслеживать возможное проникновение деструктивных сект, а не постоянное вмешательство в работу официальных объединений.
— Например, те, кто несколько лет обучался за рубежом, получил не только знания, но и впитал некую государственную культуру. Теперь пропагандирует ее в Казахстане. Возможные последствия от такого разделения во взглядах и убеждениях следовало бы мониторить, — считает он.
В пример Ислам Кураев приводит Соединенные Штаты Америки, которые хоть и являются демократичным государством, но при этом контролируют религиозную сферу, причем на нескольких уровнях.
Экзамен для министров
Политолог напомнил, что в 2011 году в законодательство внесли дополнения по контролю за религиозной литературой. С этого момента, полагает он, началось ужесточение подхода государства к работе конфессий.
— Но просто запрещать нет смысла, нужно перевоспитывать и обучать. В противном случае все срубленное станет зародышем для дальнейшего развития.
Следует бороться с идеей, а не с людьми. Государство хочет создать рычаги влияния в религиозной сфере, но каким образом это будет осуществляться, я более чем уверен, не имеет представления. Это невозможно контролировать силовыми методами. Мы не нуждаемся в создании сложных правительственных структур. Следует начать с образования, создания собственной теологической школы, собственных институтов, также необходимо создавать диалоговую площадку. То есть искать те самые «раковые клетки», выявлять возможные проблемы и предотвращать их рост, — утверждает Кураев.
По его мнению, для начала следует определить уровень подготовки соответствующих структур, которые будут осуществлять данные процессы. При этом свои знания должен продемонстрировать не только ДУМК и подобные организации, но и министерство, отвечающее за эти процессы. Далее следует определить направления деятельности, в последующем уже формировать состав ответственных.
— Не стоит опираться только на ислам, ведь любой закон может ущемлять права одних и при этом быть угодным другим. Следует включить в работу и третью сторону — группу теологов-медиаторов, которые в свою очередь будут связующим звеном в процессе диалога. То есть мы получим своего рода «спинной мозг», необходимый в данном случае, — предложил он.
Религия может дать и гнев, и утешение
Религиовед профессор Анатолий Косиченко полагает, что государственное регулирование в этой сфере вполне оправдано.
— Религия — это не просто какой-то феномен гражданского общества, интерес сограждан к теме. На самом деле это достаточно сложная многоаспектная область со множеством нюансов и противоречий. Религия — очень значимый и эффективный геополитический феномен, которым активно пользуется мировая политика, — говорит Косиченко. — Пользуется, управляя проявлениями религии на мировой арене, и с ее же помощью активно вмешивается во внутренние дела разных государств. В том числе, превращая религию в один из инструментов для проведения «цветных революций».
Вывод из сказанного профессор делает однозначный: нашему государству нельзя просто взять и оставить религиозную сферу без всякого участия в ней.
Отсутствие такового было бы оправдано только в одном случае: если бы вдруг появились какие-то невероятно идеальные условия, в которых общество само бы «отфильтровывало» весь негатив и использовало бы исключительно положительные возможности религии.
— Но этого нет, и вряд ли это возможно вообще. Так что рычаги влияния на религиозную сферу должны сохраняться и у государства, — говорит он.
По мнению Анатолия Косиченко, на религиозную сферу, и не только в Казахстане, оказывают постоянное серьезное влияние из-за рубежа. При этом как правило негативное, пропагандируя деструктивные идеи:
— И сами религиозные объединения даже в своих самых лучших проявлениях, к сожалению, никак не могут полностью актуализировать свой позитивный потенциал. Говорить, что религия сама по себе целиком и полностью замечательная сфера и государственное вмешательство ее только деформирует, нельзя, — считает религиовед.
Не быть в плену стереотипов
Косиченко согласен с мнением, что даже самые развитые демократические государства очень пристально наблюдают за этой сферой и зачастую вмешиваются в ее деятельность еще глубже, чем в Казахстане.
Просто они это не декларируют открыто. Вообще, отечественные СМИ, да и солидная часть сограждан почему-то в оценке устройства и функционирования разных обществ опираются на обычные стереотипы. Один из них как раз гласит, что якобы на «демократическом Западе» религия сама по себе, а государство само по себе, свобода совести и свобода вероисповедания безграничны, а у нас жесткое тоталитарное регулирование.
— На самом деле это далеко не так. Ни одна страна не оставляет религию без «присмотра» и управления в той или иной мере, — заявил он.
Сегодня обсуждаются предложения полностью отказаться от государственного участия в регулировании религиозной сферы в Казахстане. Оставить религиозным объединениям полную свободу деятельности. Но, по мнению профессора,опыт показывает, что даже когда эти объединения нарушают действующее законодательство, в ряде случаев сами они не признают подобные нарушения.
— И поэтому государственная политика в религиозной сфере необходима. Пока не разовьется гражданское общество, самосознание верующих и так далее, — резюмирует он.
На 1 января 2017 года в Казахстане было официально зарегистрировано 3658 религиозных объединений и их филиалов, представляющих 18 конфессий. Всего в республике работают 2550 мечетей, 294 православных и109 католических церквей, 495 протестантских храмов и молитвенных домов, 7 иудейских синагог, 2 буддистских храма, 7 молитвенных домов «Общество сознания Кришны» и Бахаи.
Самое крупное религиозное объединение по числу последователей — Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). На втором месте Православная церковь Казахстана. Имеются также Армянская апостольская церковь, Православная церковь за рубежом, Поморская православная церковь и 3 старообрядческих церкви.
Работают и протестантские общины: пятидесятнические церкви, церкви евангельских христиан-баптистов, пресвитерианские церкви, Адвентисты Седьмого Дня и евангелическо-лютеранские церкви.