Добавить комментарий

Как народные святыни укрепят национальный иммунитет

 2206
Светлана Борисова

В последние годы в Казахстане наблюдается настоящий сакральный бум. Казахи всегда почитали предков и посещали святые места, но то, с каким воодушевлением они делают это сейчас, говорит о многом, и прежде всего об их активном поиске своей национальной идентичности.

Игнорировать или относиться пассивно к этому процессу было бы неразумно и недальновидно для государства, пусть даже светского, считают эксперты. Эту религиозную тенденцию, уверены они, можно и даже нужно использовать в политике нациостроительства.

Об этом неоднократно говорил и сам глава государства. По его словам, в стране сформировался свой, «казахский ислам», который отличается от других особой толерантностью, терпимостью, светскостью и даже такими уникальными обрядами, как поклонение духам предков – «аруахам». И нет в этом ничего страшного, уверен он. Напротив, нужно развивать и оберегать эти духовные ценности, поскольку именно они могут защитить Казахстан от чуждых религиозных идеологий и деструктивных течений.

В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» президент предложил перейти от слов к делу, а конкретно с помощью проекта «Духовные святыни Казахстана», или, как его еще называют, «Сакральная география Казахстана».

«У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа, - пишет глава государства. - Это одно из оснований духовной традиции. Для Казахстана это особенно важно. Мы – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Иногда наши размеры играли разную роль в истории. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. Однако при этом за всю историю мы не создали единое поле, единую цепочку этих важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест. Вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений. Вопрос в том, чтобы увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья, и многие другие места»...

Как полагает Нурсултан Назарбаев, культурно-географический пояс святынь Казахстана станет не толькосимволической защитой и источником гордости казахстанцев, но и одним из элементов каркаса национальной идентичности. Вот почему он так важен для страны, вот почему к реализации проекта подключилось огромное количество ученых, чиновников и представителей общественности. 

О том, как продвигается эта работа и какие плоды она принесет нам в будущем, мы попросили более подробно рассказать директора научно-исследовательского центра "Сакральный Казахстан" Берика Абдыгалиулы.

- Цель проекта «Сакральная география Казахстана» - популяризация исторических памятников и святых мест. А что это даст нам на выходе, когда «карта» будет собрана?

- Целью проекта является не столько популяризация исторических памятников и святых мест, сколько укрепление духовных ценностей, которые несут с собой эти сакральные места. В этой связи глава государства ставит конкретные задачи перед обществом: развиваясь, познавая все мировые мудрости и технологии, сохраняйте свою культуру, соблюдайте традиции, не теряйте собственный национальный код. Ведь все великие достижения человечества, все великие государства в своем развитии, в своей модернизации опирались именно на национально-культурные корни.

Сегодня наблюдается дисбаланс в сознании общества, особенно у молодежи. Интернет, виртуальная жизнь поглощают представителей подрастающего поколения. Не имея национального иммунитета, многие из них подпадают под влияние различных сект, в том числе экстремистских. Поэтому нам необходимо актуализировать ценности патриотизма. Не навязывать, а мотивировать интерес к Родине, к своей земле, к своей истории, к святым местам.

У нас до сих пор существует глубокий ценностный разлом. Нет единства и согласия по некоторым принципиальным вопросам развития общества, а порой они и вовсе вызывают напряженность. Уровень толерантности нестабилен. Есть проблемы в плане общенациональной идентичности. Их нужно срочно решать. В этом плане важно актуализировать коллективную память, так как именно она поддерживает солидарность в обществе и является ресурсом для создания и поддержания групповой, в том числе общенациональной, идентичности.

- Как это сделать? И почему вдруг государство стало проявлять интерес к сакральным объектам?

- Во всем мире растет интерес к сакральным местам и в целом к культурным ландшафтам. Соответствующие исследования сегодня, к примеру, проводятся в таких соседних с нами странах, как Россия, Кыргызстан, Китай. Эта тема также отражена в руководящих документах ЮНЕСКО по всемирному наследию.

Сакральные территории благодаря своим уникальным природным и культурным элементам выполняют различные функции. Исследования показывают, что они выражают и хранят ключевые мировоззренческие идеи и ценности народа, обеспечивая передачу из поколения в поколения большого массива традиционных знаний. По сути, это устойчивые носители и хранители исторической памяти народа.

Являясь центрами культурного ландшафта, они служат местом проведения традиционных обрядов, формируют чувство родства у членов соответствующей этнокультурной общности и выступают важным фактором ее непрерывного существования во времени. Фактически сакральные объекты формируют представление общества о себе и о своей истории.

Нам необходимо манифестировать соответствующие традиции, формировать общенациональные ценности, я бы даже сказал, ценности государственничества. И это под силу только государству. Как свидетельствует мировой опыт, именно оно формирует традиции, способные сохранить общенациональную идентичность, и имеет легитимные возможности для их закрепления путем повторения символических практик, которые призваны транслировать определенные ценности.

- А что вы вообще подразумеваете под сакральными объектами?

- Таковыми для нас являются особо почитаемые памятники природного и культурного наследия, светской и культовой архитектуры, мавзолеи, места, связанные с историческими и политическими событиями, имеющими непреходящую ценность в памяти народа Казахстана.

Как отмечают эксперты, генетическая память о культовых местах и сакральных территориях продолжает служить мотивацией к действиям даже тогда, когда эти участки земли преображаются в ходе урбанизации и промышленного освоения. Ведь отношение к ним является сугубо личным, интимным отношением человека со Всевышним и природой.

- По какому принципу формируются списки?

- Проект общеказахстанского списка составлен на базе предложений региональных комиссий с учетом мнений ученых, экспертов, краеведов и общественности. В него включены объекты, имеющие важность в историко-культурном наследии и в социально-политической жизни государства, а также выступающие в качестве символов национального единства и возрождения.

Одним из условий является живая практика поклонения и паломничества к этим объектам. Причем их сакральность определяет не ученый, не чиновник, а люди, посещающие святые места. Также для нас важным является не сам сакральный объект, а отношение человека к этому памятнику: его переживания, духовное состояние, ценности.

Всего в наш Центр (он был образован Министерством культуры и спорта на базе Национального музея) поступило более 600 списков. Экспертный совет, состоящий из известных ученых, краеведов, общественных деятелей, принял решение сформировать единую карту сакральных мест, в которую войдут 100 общенациональных и более пятисот региональных объектов. Количество последних станет известным по результатам республиканской экспедиции, которая стартует уже в сентябре. Ее задача - произвести паспортизацию сакральных мест.

То есть нам предстоит вычленить и актуализировать из всего массива сакральных объектов те точки коллективной памяти, которые могут сплотить общество, определить его место в настоящем и через прошлое дать ориентиры для будущего. При этом, хочу еще раз подчеркнуть, имеет значение не давность события, с которым связано сакральное место, а его консолидирующая роль. Ведь мы ставим задачу выработать единую национальную символику и принципы национального иммунитета, способные адекватно реагировать и противостоять чуждым духовным влияниям.

- Можете чуть подробнее рассказать о видах и категориях сакральных объектов?

- Конечно. На сегодня мы имеем единое сакральное пространство, олицетворяющее собой неразрывную связь каждого поколения, каждого периода истории народа Казахстана и государства. Правда, оно до сих пор нами не осмыслено… Поэтому для удобства мы решили разбить список на шесть блоков:

1. Особо почитаемые памятники природного наследия

Часть их уже находится под охраной государства и рассматривается как местным населением, так и туристами в качестве сакральных объектов. Их легендарные истории гармонично вплетены в мифологическую ткань сакральной географии мирового и локального пространств. К примеру, пещеры в мифологической картине мира связаны с рождающим, плодоносящим началом Земли и поэтому до сих пор воспринимаются как места, где можно обрести здоровье и изменить жизненную стратегию.

2. Археологические и архитектурные памятники

Они служат в качестве мест поклонения. Это практика достаточно недавняя, и она связана с осмыслением этих объектов местным населением как наследия, доставшегося нам от предков – наследников степного пояса Евразии. Среди объектов, включенных в данную группу, - городища, крепости, петроглифы и, в значительной степени, погребально-поминальные сооружения.

3. Крупные средневековые городские центры и столицы Казахского ханства

Они представляют собой отражение истории становления и развития Казахского государства, Великого Шелкового пояса, а также политической истории Великой Евразийского степи, полной впечатляющих и драматических событий.

4. Религиозные и культовые объекты – места поклонения

В значительной степени данная группа сакральных объектов связана с феноменом әулие – святых. Охват персонажей включает древние легендарные личности эпохи дотюркского периода, эпохи общетюркского единства и реальные исторические лица позднего средневековья вплоть до конца XIX – начала ХХ века. Каждый из мемориальных памятников связан с конкретным гением места, о котором существуют предания мифологического, исторического и религиозного содержания. Это в том числе Вознесенский кафедральный собор, архитектурно-художественный комплекс «Жаркентская мечеть», храм Христа Спасителя. Каждый из названных архитектурных памятников повествует об истории формирования полиэтничного состава населения (православные славяне, дунгане, уйгуры) современного Казахстана.

5. Сакральные места, связанные с историческими личностями

Эта группа сакральных мест включает в себя объекты мемориального характера, связанные с легендарными и историческими личностями. В их числе ханы-правители, знаменитые батыры, государственные и политические лидеры партии «Алаш», поэты, ученые, просветители, внесшие важный вклад в дело обретения независимости Казахстана, в развитие его науки, образования и культуры. К примеру, литературно-мемориальный дом Ф.М. Достоевского и мемориальный комплекс Т. Г. Шевченко (1847-1857 гг.) также включены в эту группу, поскольку оба персонажа символизируют такие важные человеческие ценности, как сила духа, свобода и независимость.

6. Сакральные места, связанные с историческими и политическими событиями

Сакральные объекты, включенные в этот блок, повествуют о героических сражениях, единстве казахского народа и драматических вехах в истории казахской степи. В свою очередь, современные памятники символизируют качественно новое осмысление истории и культуры Казахстана, его героического и драматического прошлого.

- А как вы будете дальше продвигать эти объекты?

- Будем развивать культурно-образовательный туризм, мотивировать сограждан к тому, чтобы они посещали сакральные места, создавать им удобства и возможности для этого. То есть это не одноразовая акция и не какой-то один сборник с фотографиями, это огромная, целенаправленная работа, в которой будут задействованы все: и ученые разного профиля, и чиновники, и всевозможные эксперты, и в целом общественность. Наша общая задача — чтобы казахстанцы, независимо от возраста, национальности и религиозных предпочтений, посещали эти святыни и через них узнавали историю своего народа.

Источник: